Приглашаем на открытый тренинг "Как договориться с аптечной сетью?". Данный курс (на 70% включающий деловые игры с моделированием реальных переговоров с сетевыми аптеками)
специально разработан для представителей фармкомпаний, в обязанности
которых входит непосредственное, интенсивное деловое общение с
закупщиками из сетевых аптек. Тренинг пройдет 20-21 июня.
Открыт набор в группы на открытые тренинги в июне и июле 2015 года. Мы приглашаем на тренинги: "Основные управленческие навыки", "Как договориться с аптечной сетью?", "Работа с возражениями", "Ораторское мастерство"
Продолжается формирование группы на курс бизнес тренинга "Ораторское мастерство". Курс вобрал в себя лучшее из современных программ ораторского искусства, мастерства деловой презентации и классических канонов актерской профессии, описанных Станиславским. Занятия оптимально сочетают теоретическую подготовку с практическими упражнениями.
Приглашаем Вас на бизнес-тренинг руководителей "Основные управленческие навыки". Цель - совершенствование умений и навыков эффективного руководства.
Продолжается формирование группы на продвинутый курс тренинга «Переговоры с аптечными сетями». Данный курс специально разработан для представителей фармкомпаний, в обязанности которых входит непосредственное, интенсивное деловое общение с закупщиками из сетевых аптек.
Комиссия Правительства РФ одобрила законопроект об отмене обязательности печати для юрлиц. В то же время законопроект не направлен на запрет круглой печати как инструмента бумажного документооборота вообще, это лишь возможность отказаться от круглой печати, в том числе в пользу современных способов идентификации. При этом при отмене обязанности право использовать круглую печать сохраняется.
Только 7% россиян не жалуются на стресс на работе. Как показал опрос 1000 экономически активных россиян, имеющих постоянную работу, самый стрессогенный фактор для большинства сотрудников — это их руководитель.
Успешно завершен тренинг «Основные управленческие навыки». Особое внимание в курсе уделено таким важнейшим инструментам управления как делегирование и эффективное планирование действий сотрудников.
Запущен новый проект Корпоративный университет «ПРОДАЖИ BtB» (см. презентацию). Разработчик и ведущий корпоративного Университета бизнес-консультант с большим практический опытом в этой сфере – Лукша Николай
Для одного из ведущих продавцов одежды и аксессуаров в стиле милитари проведен тренинг и практические занятия по мерчандайзингу. Проект ведет тренер Захаров Александр.
Продолжение обучения с компанией «ЭмСиЭл фарма»… тренинг и деловая игра. Участники отмечали, что обучение было не только полезным и интересным, но и очень увлекательным! Получили истинное удовольствие от обучения.
Состоялся проект для одного из ведущих поставщиков на российский фарм рынок лицензированных оригинальных препаратов европейских партнеров, входящих в ТОП25 ведущих отечественных компаний по обороту своего ассортимента. Проведен тренинг «Торговый маркетинг в фармацевтическом бизнесе (инструменты, эффективность)».
Проигравших нет (часть вторая)
Как разработать деловую игру: раскрываем секреты «кухни» игротехников
Записывайте рецепт! Сначала – берем всего понемногу:
Определяем цели и критерии оценки проекта
Берем за основу необходимые навыки или компетенции
Разрабатываем тесты для участников
Готовим необходимый теоретический материал
А затем – замешиваем все эти ингредиенты в захватывающем сценарии и получаем фееричный результат!
Или еще один рецепт:
Берем «жизненную» ситуацию из бизнес-практики крупной компании.
«Раздуваем» этот «кейс» до размера одно-двух дневной бизнес-симуляции.
В итоге участники гарантированно получают не только заряд эмоций, но и в совершенстве владеют десятком-другим навыков!
Кажется, все очень просто. Вот, только одно мешает - кто-то из участников «любит погорячее», а кто-то – наоборот! На вкус и цвет, как говорится – товарищей нет! Тут-то многие игротехники и сталкиваются с рядом типичных проблем при разработке и проведении деловых игр и бизнес-симуляций. Самых распространенных проблем – три:
Первая в «расхождении» целей, которые определены заказчиком (компанией) и целями конкретных участников игры. Например, для компании важна оценка персонала. А самим «оцениваемым», то есть участникам – интересно просто весело провести время!
Вторая проблема – пресловутый учет индивидуальных особенностей участников. И то, что подойдет одному – не факт, что именно это необходимо и интересно другому!
Третья проблема, увы, в существенных методических недоработках самой деловой игры или бизнес-симуляции.
В лучшем случае, «действо» становиться синонимом большого кейса, который списан с реальной ситуации. Это может «растянуться» до нескольких дней. Там участники получают много информации в «скучном» формате. По окончании мероприятия, от них можно услышать следующее: «И зачем мы два дня сидели – когда уже в первый час все было ясно?!» Это мнение возникает оттого, что ничего не удерживает их внимания в течении двух-трех дней. Не было ни интриги и азарта. А ведь создание этих двух неотъемлемых спутников игры - это же методика!
Как быть? Вот именно для этого и существует целая методическая база для разработки деловых игр и целая технология их проведения. И с некоторыми аспектами мы готовы поделиться! Было бы правильнее начать с целей заказчика и участников и учета индивидуальных особенностей последних. Но этот момент мы хотим оставить «на закуску» в последующих публикациях. Сейчас же, полагаем, читателю заглянуть на «кухню»: посмотреть, как разрабатываются деловые игры. То есть разобраться с проблемой номер три! Самый главный принцип деловой игры можно охарактеризовать так: «Главное не победа – главное участие!» Это значит, что каждый участник вне зависимости от того, выиграет ли его команда или нет, гарантированно испытает (под «гарантированно» мы понимаем следующее: участники уже мотивированы на обучение и принимают активное участие в процессе. Несколько рекомендаций о том, как мотивировать участников на обучение и почему это важно, мы рассмотрим в следующих статьях) в игре те навыки и компетенции, которые запланированы!
Как это возможно, спросите Вы? Как говорил великий сыщик «Это элементарно!» В игре закладывается определенная последовательность действий, которая не оставляет шанса участнику любой команды оставить тот или иной навык без внимания (читай без отработки). Короче – ничего случайного и пущенного на самотек! Все это лучше рассмотреть на примере одной нашей деловой игры для руководителей. Но начнем мы анализировать ее не с точки зрения захватывающего сценария, а с точки зрения тех управленческих компетенций, которые в игре отрабатываются и, при необходимости, оцениваются. Если «раскладывать все по полочкам», то вся игра представляет собой сложную математическую модель. Все это «приправлено» заданной последовательностью действий участников. По сути, применить тот или иной навык участник может только в определенной последовательности, заданной сценарием игры. Уважаемый читатель может задать резонный вопрос авторам: почему игротехник берет на себя право определять последовательность действий за участников?
Отвечаем!
Во-первых, мы закладываем именно ту последовательность действий, которая поможет команде достичь максимального результата в игре.
Во-вторых, предлагаемые нами алгоритмы действий уже испытаны опытом успешных менеджеров. Как видите – ничего «с потолка» мы не берем. Все проверено практикой!
Также мы формулируем, а при необходимости и разрабатываем специально под заказчика игры, критерии оценки навыков и компетенций. Мы называем это «Игровой таблицей». Однако, у нас будет небольшая просьба к читателю: обратить внимание на текст и после таблицы. В нем мы раскроем еще несколько игровых секретов.
Игровая таблица
Компетенция
Поведенческие индикаторы для каждого члена команды
Элементы и атрибуты сценария игры
1. Ориентированность на результат
Демонстрирует высокую потребность в достижении успеха. Определяет главную цель и подцели. Умеет расставлять приоритеты. Продвигает проект до его завершения, достигая целей проекта.
В вводной части игры ведущий тренер-игротехник предлагает участникам определить приоритетную и второстепенные цели из 5 предложенных вариантов. Все результаты фиксируются в информационном листе.
2. Сбор и анализ информации
Рассуждает логически, находит связи между данными, на первый взгляд не связанными между собой. Способен обобщать разнородную информацию и на ее основе предлагать решения в ситуациях повышенной сложности.
Участники анализируют и выявляют логическую связь между 11 информационными таблицами и картой. Определяют информацию, необходимую для достижения результата.
3. Решение проблем
Рассматривает ситуацию на основе целостного подхода и причинно-следственных связей. Эффективно распознает ключевые проблемы и определяет возможные причины их возникновения.
Команды выделяют из 7 возможных проблем одну ключевую проблему и заносят это в информационный лист.
4. Инновационность
Нет предубеждений по отношению к новшествам, не отклоняет новые идеи и новшества в процессе обсуждения. Готовность пробовать другие решения, использовать новые подходы в работе.
Участники определяют несколько вариантов прохода через горы, используя карту и таблицы. Покупают технологию, необходимую для производства. Все это экономит значительную часть средств и увеличивает стоимость конечной продукции.
5. Планирование
Устанавливает для себя и других направление и порядок действий, необходимые для достижения цели. Соблюдает установленные сроки для выполнения текущих обязанностей. Понимая, что не укладывается в назначенные сроки, оговаривает дополнительное время для завершения задачи со всей командой
Планируют предварительный маршрут каждого дня на 14 дней вперед, заносят его в маршрутный лист и предоставляют информацию ведущему. Рассчитывают дополнительный день-два для прибытия на корабль.
6. Межличностное понимание и работа в команде
При необходимости готов подчинить личные интересы интересам команды. Для этого поддерживает эффективные взаимоотношения с каждым членом команды; делится информацией; включается в работу команд и придерживается позиции взаимовыручки. Признает свои ошибки в работе; неконфликтен.
Участники распределяют роли и предоставляют информацию фасилитатору. Мы рекомендуем для начала игры протестировать участников по тесту М. Белбина. На основе результатов теста и происходит распределение ролей в команде участников.
7. Стрессоустойчивость и энергичность
Предпринимает целенаправленные усилия и качественно работает на протяжении всего периода. Проявляет оптимизм и инициативу, энергичен, проблемы решает по мере их поступления, не переживая о них заранее.
Во время проведения торгов участники не отвлекаются на «провокации» фасилитатора действовать быстрее и придерживаются собственного плана. Надеемся, что у читателя не осталось вопросов, почему мы гарантируем то, что участники применит в игре те навыки и компетенции, которые запланированы. Как вы сами убедились – сама методология разработки и технология проведения игры направлена на достижение именно этой цели. В рамках данных публикаций мы не можем опубликовать 15 страничное «Пособие для ведущего» на каждую их наших игр и симуляций! Скажем только, что там просчитан каждый шаг. Например: сколько времени отводить на тот или иной блок; каковы возможные варианты действий участников на каждом этапе; как, в зависимости от действий участников должен работать фасилитатор и даже какой музыкальный фон все это должен сопровождать!
Поэтому мы намеренно сконцентрировались на методике разработки игр и симуляций. Хотя, сама технология проведения не менее важный и трудоемкий процесс. Вернемся к теме статьи. После составления игровой таблицы прописываются и математически просчитываются все возможные варианты действий участников. Также разрабатываются «ложные ходы», чтобы усилить отработку того или иного навыка или компетенции. После этого заказывается необходимая атрибутика игры и согласовывается раздаточный материал. Вроде как на этом можно и поставить точку. Однако наш рассказ был бы не полным, если бы мы не затронули еще парочку «игровых» секретов. Секрет номер один: результат игры должен быть выражен количественно. Мы придерживаемся той точки зрения, что любая задача, поставленная перед менеджерами должна иметь четкие критерии оценки. Оценка результатов игры – не исключение. Однако здесь важно не путать критерии оценки игры и критерии оценки навыков и компетенций. В данный момент мы говорим именно о критериях оценки игры. Шкалы и критерии оценки компетенций – совсем другое дело. Хотя оценка компетенций и навыков всегда учитываются в создании любой нашей игры или симуляции! Но о них речь пойдет отдельно в следующих публикациях.
Разработка сценариев
Продолжая речь о разработке игр и симуляций, попутно хотим отметить одну важную вещь. По нашему опыту, эффективнее всего предоставлять менеджерам те игры и симуляции, в которых критерий оценки результатов игры не только четко определен, но и математически просчитан и выражен количественно. Например, победа принадлежит той команде, которая заработает больше всего денег от продажи золотых слитков. И понятие «больше» выражено в конкретной цифре. Такой подход заранее «снимает» вопросы проигравшей стороны. Мол, команда – конкурент выиграла необъективно и тому подобные «оправдания». Более того: эффект соревнования не может заменить даже самая интригующая игровая ситуация! Когда тебе кто-то конкретно «дышит в затылок», волей-неволей мобилизуешь все силы для достижения результата! Секрет номер два: разъяснение в виде небольшого теоретического блока, обобщающей итоговой сессии должно завершать игру или симуляцию.
Ситуация «Поиграли-Разбежались», на наш взгляд, отходит в прошлое. Каждый, даже самый продвинутый участник ждет объяснения того, какой итог игры является самым лучшим и как его можно достичь, какие алгоритмы отрабатывались и что в конкретной ситуации можно улучшить. И еще с десяток вопросов из разряда «как», «что», «почему». Если этого не будет, участник будет чувствовать себя обманутым. Ведь он столько сил отдал игре. И ему важно понять, что конкретно он должен улучшить в своей профессиональной деятельности и как ему быстрее и эффективнее сделать! Здесь верно упомянуть поговорку «Люди ломают ноги о кочки, а не о горы». Поэтому, даже самый опытный специалист всегда делает для себя определенные выводы. Для этого мы рекомендуем одно-двух часовой блок. Обычно он проходит в формате семинара. В нем ведущий разъясняет участникам, что именно происходило в игре, какие алгоритмы отрабаотывались. Попутно разъясняется как наиболее эффективно действовать в заданной ситуации. При «семинарской» форме подачи материала сохраняется статус-кво каждого человека. А это особенно важно, когда группа состоит из руководителей высокого ранга или в ситуации, когда руководитель находится в одной группе со своими подчиненными. Секрет номер три: сценарий игры должен быть основан на реальных событиях. Если бизнес-симуляция носит название «Как увеличить объем продаж?», нужно основываться на реальном опыте решения подобных проблем. Если самолет захватили террористы – то такая ситуация уже была кем-то когда-то разрешена. Наших менеджеров не обманешь!
Игра игрой, но фантастичность и нереальность игровой фабулы влечет за собой самую главную ловушку: участники не воспринимают мероприятие серьезно. Это кажется нам достаточным аргументом, чтобы основываться только на реальных событиях. В конце концов – кто ищет, тот находит. Например, сюжет нашей деловой игры «Экспедиция» мы искали почти полгода. И что мы только не брали за основу! И поиск Трои Гуго Шлиманом и раскопки в Долине Царей в Египте. Однако мы решили остановиться на другом реальном событии – экспедиции, организованной Людовиком IV за алмазами. Действие происходит 1 мая 1665 года. И если мы берем именно этот исторический факт, то мы даем участникам ксерокопию подлинной карты середины 17 века, идет целый ряд фотографий копий Голконды и так далее. Ведь игра – дело серьезное и мелочей в этом не бывает! Мы рассмотрели основные этапы разработки игр и симуляций. Попутно раскрыли некоторые секреты. Но игра, а мы надеемся, что убедили в этом читателя, является не только инструментом командообразования и способом развить навыки и компетенции. Игра является отличным инструментом оценки персонала. А об этом мы подробнее поговорим в следующей статье.